Вентиляция автостоянки – это система обеспечения циркуляции воздуха в закрытых или частично закрытых парковочных сооружениях, таких как подземные парковки или крытые парковочные зоны. Основная цель вентиляции автостоянки заключается в обеспечении свежего воздуха, эффективном удалении вредных газов (например, угарного газа из выхлопных газов автомобилей, легковоспламеняющихся и взрывоопасных веществ) и поддержании оптимальных условий воздухообмена внутри парковочного пространства.
Эта внутренняя инженерная сеть обеспечивает безопасную эксплуатацию объекта, а также создает условия для хранения транспортных средств. Проект системы проветривания инженеры составляют с учетом повышенных требований к кратности воздухообмена, а также правил пожарной безопасности.
Инженерная компания Qwent делает проекты вентиляции паркинга, а также оказывает услуги по монтажу, пусконаладке и обслуживанию технологического оборудования, вентиляционных каналов. У нас есть допуски СРО на составление проектной документации и монтажах работ, необходимый опыт и знания для выполнения поставленной задачи.
Содержание:
- Назначение вентиляции парковки
- Вентиляция автостоянки – нормы воздухообмена
- Требования к вентиляции стоянок автомобилей
- Задачи вентиляции паркинга
- Типы систем вентиляции для автомобильной стоянки
- Вентиляция наземной крытой стоянки для машин
- Вентиляция подземной автостоянки
- Вентиляция многоуровневой парковки
- Дымоудаление и противодымная вентиляция паркинга
- Расчет вентиляции автостоянки – пример
- Пожаробезопасность и система отопления подземных гаражей
- Ориентировочная стоимость вентиляции для паркинга
- Проектирование вентиляции для паркинга – этапы процесса
- Монтаж системы вентиляции в паркинге
- Управление – автоматизация и диспетчеризация
- Пусконаладка вентиляции автостоянки
- Вывод
Назначение вентиляции парковки
Вентиляция автостоянки (прямоугольные воздуховоды черного цвета)
Внутренняя инженерная сеть строится для выполнения таких задач:
- регулировка уровня оксида углерода в помещениях для защиты людей от отравления;
- снижение концентрации легковоспламеняющихся газов для предотвращения взрыва или возгорания.
Наиболее опасным для людей являются монооксид и диоксид углерода (угарный и углекислый газы), которые находятся в выхлопных газах автомобиля. При попадании в органы дыхания эти вещества вступают в реакцию с гемоглобином и препятствуют транспортировке кислорода к органами. Из-за этого человек погибает от удушья.
Кроме того, в помещениях парковки появляются другие ядовитые вещества:
- метан (CH4);
- пропан (C3H8);
- компоненты нефтепродуктов (Ex).
В минимальных концентрациях они не опасны, но при накоплении могут привести к взрыву или пожару. Предельная концентрация перечисленных компонентов установлена ГН под номером 2.2.5.1313-03.
Постоянная работа вентиляторов на паркинге требует больших затрат электроэнергии. Для экономии энергоносителей инженерную сеть автоматизируют. Она работает в прерывистом режиме. Команду на запуск и остановку оборудования дает контроллер, который принимает решение на основе данных от газоанализаторов.
Вентиляция автостоянки – нормы воздухообмена
В отличие от вентиляции домов и ТРЦ, инженерная сеть на парковке обеспечивает безопасную эксплуатацию объекта для человека. Она не должна создавать комфортные условия для длительного пребывания. В связи с этим расчет кратности воздухообмена проводят по особому алгоритму.
Потребность в приточном воздухе определяют на основе нескольких критериев. Существует два способа расчета.
По кратности воздухообмена. Определить объем притока можно по такой формуле – Vп = n * V, где:
- n – кратность воздушного обмена для паркинга;
- V – объем помещения.
Значение n можно найти в нормативных документах, которые регулируют вентиляцию помещений. Для парковок и стоянок его устанавливают равным 4.
По количеству угарного газа. Объем притока определяют на основе содержания CO2 в паркинге. Формула в этом случае будет выглядеть так – Vп = k * Vco, где:
- k – коэффициент, который зависит от количества людей в помещениях паркинга;
- Vco – количество угарного газа.
Коэффициент k подбирают в процессе подготовки проекта. Он зависит от числа людей и длительности пребывания каждого в вентилируемом паркинге.
Значение Vco определяют по формуле – Vco = C1*(20+0,1*L1)+0,1*C2*L2, где:
- С1 – количество мест для размещения машин на объекте;
- L1 – расстояние, которое нужно преодолеть автомобилю для размещения на парковочном месте;
- С2 – число автомобилей, которые одновременно двигаются по паркингу;
- L2 – расстояние между транспортными средствами, которые перемещаются по помещениям.
После расчетов инженеры выбирают максимальный объемный расход, затем определяют окончательную величину по таблицам из нормативных документов.
При заказе проекта в инженерной компании Qwent сотрудники сделают расчеты на основе ТЗ в программном обеспечении. Они будут соответствовать действующим стандартам.
Требования к вентиляции стоянок автомобилей
В процессе подготовки ПД и монтажа оборудования подрядная организация соблюдает требования, которые установлены принятыми нормативно-правовыми актами.
Нормативная документация
Основные НПА для парковок:
- СНиП 21-09-97. Устанавливает нормы пожарной защиты для объектов капитального строительства.
- СНиП 21-02.99. Регулирует порядок возведения и эксплуатации парковок для транспортных средств.
- СНиП 41-01-2003. Общий свод правил, который устанавливает характеристики систем проветривания, отопления и охлаждения помещений.
- НПБ 105-03. Норматив, который определяет порядок присвоения категорий объектам в зависимости от пожарной безопасности.
- ГОСТ 12.1.005-88. Регламентирует состав воздуха на рабочих местах.
- ОНТП 01-91. Регламентирует порядок проектирования объектов автомобильной инфраструктуры.
Также существуют особые требования. Например, при возведении объектов в Москве нужно учитывать требования МГСН под номером 5.01-01. Этот документ регулирует строительство паркингов для легковых машин.
Какие технические характеристики должны соблюдаться при вентиляции автостоянок?
Стоянка для машин и прилегающая к ней территория – объекты, которые негативно влияют на окружающую среду. Основным источником загрязнения являются выхлопные газы. Характеристики системы вентиляции подбирают таким образом, чтобы содержание оксида углерода (угарного газа) не превышало 20 м3/ч.
В противном случае ядовитые вещества в воздухе могут привести к удушью и смерти человека.
Вентиляционные шахты автостоянок
Из-за особенностей объекта отдельные требования регулирующие органы предъявляют к вытяжным шахтам и системам дымоудаления паркингов. Они должны располагаться на 2 метра выше крыш находящихся рядом зданий. Это необходимо для защиты людей от неприятных запахов и отравления.
Шахту вытяжки размещают на расстоянии как минимум 15 метров от окон прилегающих объектов, придомовых территорий с игровыми площадками, мест отдыха людей. Труба подземной стоянки должна быть высотой не менее 3 метров от уровня грунта.
Вытяжные шахты обязательно оборудуют противодымной вентиляцией из расчета 1 агрегат на 900 кв. метров стоянки. Стенки шахт делают из огнеупорных материалов класса от EI45.
Пути эвакуации – тамбуры и шлюзы, лестничные марши и лифты, проектируют и строят согласно СниП 2.04-05.
Задачи вентиляции паркинга
Двигатели автомобилей на паркинге включены во время движения, при прогреве перед поездкой. Кроме того, периодических их включает бортовой компьютер, чтобы поддерживать комфортный микроклимат в салоне.
Из-за этого в воздух помещения, помимо угарного и углекислого газов, попадают другие загрязняющие компоненты:
- углеводороды;
- сажа;
- альдегиды;
- оксид серы;
- бензопирен.
Перечисленные вещества опасны сами по себе и ядовиты, когда вступают во вторичные реакции с другими примесями. Наиболее вреден оксид азота.
Исходя из этого основными задачами вентиляционной системы являются:
- Очистка воздуха от ядовитых компонентов до превышения предельно допустимых концентраций.
- Создание комфортных условий для работы сотрудников парковки и людей, которые идут от своих автомобилей и к ним.
- Предотвращение возникновения взрыва и пожара из-за накопления легковоспламеняющихся веществ.
- Удаление дыма и обеспечение безопасной эвакуации людей в случае пожара.
Кроме того, эту инженерную сеть можно использовать для отопления и кондиционирования воздуха на объекте.
Типы систем вентиляции для автомобильной стоянки
Вентиляцию парковки инженеры разрабатывают в зависимости от особенностей объекта.
Принудительная механическая приточная вентиляция
Воздухообмен в наземной парковке может быть естественным. Но из-за погодных условий производительность инженерной сети падает, что опасно для здоровья водителей и пассажиров.В связи с этим архитекторы рекомендуют использовать сеть с принудительным притоком и/или удалением воздуха. Для увеличения скорости потока, кратности воздухообмена применяют вентиляторы. Эту же систему можно применять для подогрева помещений, чтобы температура зимой в них не опускалась ниже + 5°С.
Принудительная механическая приточно-вытяжная вентиляция
Из-за особенностей расположения подземной парковки естественный приток или отток воздуха здесь невозможен. Специалисты строят сеть с принудительным отводом с помощью вентиляторов. Дополнительно устанавливают устройства для очистки воздуха, подогрева или охлаждения.
Отдельно уделяют внимание противопожарной безопасности. Вентиляция должна обеспечивать быструю эвакуацию людей в случае пожара, препятствовать распространению дыма и продуктов горения по другим помещениям.
Струйная вентиляция
В многоуровневых паркингах используют струйную вентиляцию. В этом случае устанавливают мощные осевые вентиляторы, которые прокачивают большой объем воздуха с высокой скоростью. Благодаря этому можно перемещать воздушные массы без использования воздушных каналов. Образующаяся во время работы тяга не дает ядовитым веществам и примесям распространяться по всему помещению.
Также проектировщики должны учитывать другие особенности:
- противодымную вентиляцию, системы воздушного отопления и проветривания делают отдельно для каждого этажа;
- оборудование должно поддерживать температуру воздуха не ниже + 5°С.
Для уменьшения теплопотерь устанавливают тепловые завесы, которые производят мощный поток теплого воздуха и отсекают помещения от улицы.
Системы дымоудаления
Транспортные средства с электромоторами не выделяют выхлопных газов, но загрязняют воздух гидроокисью натрия или другими щелочными веществами. Они образуются при зарядке аккумулятора.
Согласно действующим стандартам категория безопасности для стоянки автомобилей соответствует уровню В2. При строительстве используют оборудование в обычном исполнении, но предусматривают системы дымоудаления и/или подпора воздуха на случай воспламенения машин.
Вентиляция наземной крытой стоянки для машин
Вентиляция наземной автостоянки
Наземные паркинги находятся на поверхности земли, что облегчает проветривание внутренних помещений. Они обслуживают один или несколько торговых центров, бизнес-здания или многоэтажные жилые дома. Для вентиляции построек без остекления и ограждающих стен не нужна специальная инженерная сеть. Но многие застройщики делают паркинги закрытыми, чтобы создать более комфортные условия для хранения машин, уменьшить негативное влияние температуры и осадков на состояние автомобилей. В этом случае обязательно нужна система воздухообмена автостоянки.
Вентиляция подземной автостоянки
Вентиляция подземной парковки
Под землей паркинги для машин устраивают во время строительства торговых или бизнес-центров, элитных жилых комплексов. Эти сооружения являются частью проекта таких построек. Устройство мест для хранения машин под землей экономит место в городе и уменьшает затраты на возведение объектов капитального строительства.
С точки зрения жильцов и посетителей подземные парковки выгодны тем, что позволяют комфортно перемещаться от автомобиля в торговые помещения или к себе домой.
Подземное сооружение может иметь один или несколько уровней. Необходимые инженерные сети устанавливают в процессе строительства зданий. Это может делать подрядчик или нанятая им компания, которая занимается подготовкой проектов, монтажом вентиляционного оборудования.
Внутри подземных паркингов можно располагать дополнительные бытовые, коммунальные объекты:
- станции технического обслуживания, мойки автомобилей;
- помещения для охраны, технического персонала;
- санитарные узлы, технологические комнаты;
- склады или пункты приема товара.
Во время разработки системы вентиляции парковки учитывают особенности каждого из помещений, обеспечивают воздухообмен для них согласно СанПиН, СНиП.
Во время строительства таких объектов составление ПД, а также монтаж вентиляционного оборудования лучше доверить подрядчику с необходимыми знаниями и навыками в сфере инженерных сетей. Система воздухообмена получится более эффективной, экономичной, простой в эксплуатации.
Вентиляция многоуровневой парковки
Вентиляция многоуровневого паркинга
Характеристики многоэтажной парковки зависят от ее расположения относительно уровня земли. Различают два вида:
- Наземная – максимальное количество этажей для хранения автомобилей в этом случае не должно превышать 9.
- Подземная – действующие нормативы устанавливают предельную этажность подземного паркинга в 5 уровней.
Инженерная сеть включает в себя горизонтальные системы для каждого этажа и вертикальные шахты для общего воздухообмена здания.
Рекомендуемый объем воздуха для циркуляции в многоуровневом паркинге: около 1.5-2 кубических метра воздуха в час на 1 кубический метр объема парковочного места. Стандартные требования могут варьироваться от 6 до 12 «воздухообменов» в час. Расстояние между вентиляционными устройствами и распределительными точками должно обеспечивать равномерное распределение воздушного потока на каждом уровне автостоянки. Уровень шума от вентиляционных систем должен соответствовать нормативам, обеспечивая комфорт для пользователей парковки и соблюдая требования по охране окружающей среды.
Дымоудаление и противодымная вентиляция паркинга
Дымоудаление (противодымная вентиляция) подземной автостоянки
Стоянку для хранения автомобилей относят к объектам с повышенным риском возгорания. Инженерные системы объектов при воспламенении машины должны минимизировать вредное воздействие продуктов горения на людей и уменьшить ущерб, причиняемый парковке.
Проектировщики предусматривают противодымную вентиляцию. Она защищает другие помещения от задымления и удаляет продукты горения. Благодаря такой системе люди могут безопасно покинуть подземную или наземную стоянку.
Внутренняя инженерная сеть для локализации и удаления дыма работает автономно для каждого отсека постройки. В ней устанавливают:
- промышленные вентиляторы для удаления дыма;
- противопожарные клапаны;
- воздушные каналы с повышенной температурной и огнестойкостью;
- каналы для приема дыма.
Правила подготовки проекта и строительства таких систем установлены нормативом НТБ 105-03 и другими противопожарными стандартами.
Расчет вентиляции автостоянки – пример
Допустим, у нас есть подземная парковка площадью 1000 квадратных метров и вмещающая 50 автомобилей. Для расчета вентиляции используем следующие параметры:
1. Рассчитываем объем помещения подземной автостоянки (V): V = S × H, где:
- S – площадь помещения;
- H – высота помещения.
Допустим, S = 1,000 м2 и H = 2,5 м, то получаем следующее значение: V = 1000 м2 × 2,5 м = 2,500 м3.
2. Объем воздуха на одного человека (Q): Q = 20 м3/чел.
3. Объем воздуха для автомобиля (Q_car): Q_car = 500 м3/чел.
4. Общий объем воздуха для парковки (Q_total): Q_total = Q × число человек + Q_car × число автомобилей. Предположим, что в парковке могут находиться до 150 человек, получаем следующий результат:
- Q_total = 20 м3/чел × 150 чел + 500 м3/чел × 50 авто = 6,500 м3/ч.
5. Число воздухообменов в час (ACH): ACH=6.
6. Рассчитываем необходимый объем вентиляции (V_vent):
- V_vent = Q_total × ACH;
- V_vent = 6,500 м3/ч × 6 = 39,000 м3/ч.
Таким образом, для поддержания необходимого качества воздуха в подземной парковке требуется система вентиляции с объемом воздуха 39,000 м3/ч. Важно отметить, что эти значения могут изменяться в зависимости от конкретных условий и требований местных строительных норм и правил.
Технические расчеты делают инженеры проектного отдела инженерной компании Qwent на основе следующих данных:
- План каждого этажа здания.
- Расположение машин и маршрутов их перемещения к ним.
- Максимальная вместимость стоянки.
- Расположение аварийных выходов и путей эвакуации людей.
- Расположение лифтовых шахт, пандусов, окон, пилонов и других конструктивных элементов здания.
- Количество въездов и выездов транспорта в пиковые часы.
- Среднее время подъезда автомобиля от ворот к парковочному месту и в обратном направлении.
Также нужно учитывать направление движения машины. Например, в жилых комплексах при старте утром двигатели работают на холодном ДВС, что увеличивает количество вредных выбросов. Въезжающие транспортные средства меньше «засоряют» воздух из-за работающих систем очистки выхлопа.
При определении среднего количества движущихся автомобилей учитывают специфику объекта. Например, если парковка расположена в жилом доме, то это число не превышает 5% от общей вместимости. В развлекательных и торговых центрах число машин увеличивается до 20-30%.
Вентиляцию паркинга отделяют от инженерной сети самого объекта. Благодаря этому засоренный угарным и углекислым газом воздух не попадает в общеобменные шахты. При этом теплые потоки из жилых или общественных пространств можно подмешивать в приточные потоки для парковки, чтобы повысить энергоэффективность сооружения.
Пожаробезопасность и система отопления подземных гаражей
Вентиляцию помещений парковки используют и для подогрева воздуха внутри помещения. Для этого в систему устанавливают теплообменники, которые нагревают входящий воздушный поток до нужной температуры. При этом учитывают требования пожарной безопасности, чтобы избежать воспламенения находящихся в воздухе взрывоопасных веществ.
Ориентировочная стоимость вентиляции для паркинга
Цену проекта и услуг по монтажу инженеры рассчитывают для конкретного объекта. На стоимость влияют следующие факторы:
- Сложность проектирования.
- Количество необходимого оборудования.
- Затраты на приобретение расходных материалов.
- Способы финишной отделки.
- Затраты на монтажные работы.
Сотрудники Qwent составляют смету и придерживаются сделанных расчетов во время реализации проекта. Затраты увеличиваются только в особых случаях и по согласованию с заказчиком.
Прайс-лист на монтаж вентиляции
✅ Категория | Цена |
✅ Монтаж приточных установок до 1 000 м³/ч | от 24 000 руб. |
✅ Монтаж вытяжной вентиляции до 1 000 м³/ч | от 12 000 руб. |
✅ Монтаж приточно-вытяжной вентиляции до 1 000 м³/ч | от 29 000 руб. |
✅ Монтаж воздуховодов круглого типа за 1 м² | от 500 руб. |
Проектирование вентиляции для паркинга – этапы процесса
Проект инженерной сети специалисты составляют для каждого объекта с учетом его особенностей. Процесс состоит из таких этапов:
- Подготовка и согласование технического задания.
- Изучение данных об объекте капитального строительства.
- Составление ПД согласно ГОСТ 21.101–2020.
- Проверка принятых инженерных решений с помощью экспертизы (при необходимости).
На основе ПД наши сотрудники составляют рабочую документацию для подрядной организации.
Монтаж системы вентиляции в паркинге
Профессиональные строительные бригады Qwent могут самостоятельно построить вентиляцию объекта, согласно составленного проекта. В процессе работы мы используем стандартные технологические карты. Они гарантируют качество монтажа. При необходимости их адаптируют под особенности объекта:
- архитектурное решение;
- дизайнерские особенности;
- интенсивность эксплуатации;
- количество работников.
Вентиляцию устанавливают поэтапно. Для воздушных каналов используют пожаростойкие материалы. Прокладку магистралей и установку оборудования производят согласно проекту. Выполняется размещение вентиляторов для обеспечения эффективного обмена воздуха на автостоянке. Этот процесс может включать в себя установку вентиляторов на крыше, в воздуховодах или на стенах паркинга. Происходит расстановка решеток и других элементов для равномерного распределения воздушного потока.
Управление – автоматизация и диспетчеризация
Для уменьшения затрат на содержание объекта наша компания монтирует средства автоматизации для вентиляции. Управлять работой вентиляторов, клапанов, рекуператоров и других устройств будут контроллеры автоматически или диспетчер с пульта.
Режимы работы изменяются в зависимости от времени суток, концентрации ядовитых газов в помещении, режима эксплуатации объекта, температуры на улице и внутри, других факторов.
Пусконаладка вентиляции автостоянки
Сотрудники компании Qwent выполнят пуско-наладку инженерных систем – запустят оборудование и проверят его работу в разных режимах. В процессе пусконаладки инженеры составят паспорт системы и обучат обслуживанию оборудования.
Специалисты инженерной компании Qwent выполняют следующие работы:
- проверка работоспособности вентиляторов и других компонентов;
- проверка правильности подключения и функционирования системы управления;
- регулировка скорости вентиляторов в соответствии с требованиями вентиляции;
- настройка параметров системы управления для оптимальной эффективности;
- проведение тестов на производительность системы в различных режимах работы;
- коррекция параметров при необходимости;
- подготовка и обучение персонала к работе с системой вентиляции;
- составление технической документации, включая схемы, инструкции по эксплуатации и т. д.;
- передача системы вентиляции заказчику после успешной пусконаладки.
Наши сертификаты, лицензии и допуски СРО
Деятельность компании лицензирована. В наличии все необходимые сертификаты и допуски СРО, включая лицензию МЧС.
Лицензия – допуск СРО (страница 1) | Лицензия – допуск СРО (страница 2) |
Вывод
Использование качественной вентиляции на автостоянках помогает улучшить качество воздуха, обеспечивает безопасность пользователей и уменьшает концентрацию вредных веществ внутри помещения. Система вентиляции паркинга – сложная инженерная сеть, от которой зависит безопасность объекта. Поручать ее строительство нужно отдельному подрядчику с необходимым опытом и знаниями в этой сфере.
Для консультаций и оформления заказа на проектирование и/или монтаж вентиляции на закрытой парковке обратитесь к нашим менеджерам удобным для вас способом.
Литература
- Волков А. П. и др. Фактор энергоэффективности при выборе параметров системы вентиляции автостоянки закрытого типа //Научный журнал НИУ ИТМО. Серия «Холодильная техника и кондиционирование». – 2015. – №. 3. – С. 27-36.
- Калмыков С. П. Моделирование процессов тепло-и массопереноса при работе системы струйной вентиляции автостоянок закрытого типа : дис. – М., 2008, 2008.
- Бушуев А. С., Рахимова Ю. И. Выбор методики расчета воздухообмена для подземной автостоянки //Управление техносферой. – 2020. – Т. 3. – №. 4. – С. 492-503.
- Вакилова Д. Л., Аксенов С. Г. Обеспечение пожарной безопасностью закрытых паркингов //Инновационные научные исследования. – 2021. – №. 10-1 (12). – С. 41.