icon
пн-пт: 09:00 - 18:00
icon
Москва, Дмитровское шоссе, 163А, к. 2

Вентиляция в автосервисе и СТО

Система вентиляции для автомастерской и СТО при разработке и монтаже требует уникальных решений, в силу специфики выполняемых работ. Концентрация угарного газа при работающем выхлопе автотранспорта — смертельно опасный фактор риска, который должна контролировать вентиляция СТО. Какое оборудование используется для решения этой задачи? Какие регламенты нужно учитывать при проектировании? Проект обязателен? Ответы — в этой статье.

Содержание:

Скрыть
  1. Основные задачи системы вентиляции на СТО
  2. Особенности вентиляции СТО
  3. Отраслевые стандарты и нормативные документы
    1. Положения регламента
    2. Какие зонах СТО должны вентилироваться?
  4. Виды систем вентиляции для автосервиса
    1. Приточная
    2. Вытяжная
    3. Приточно-вытяжная
  5. Вентиляция в покрасочных боксах
    1. Малярная камера
  6. Агрегаты для системы в автомастерской
  7. Вентиляционное оборудование на СТО
    1. Барабанные вытяжки: применение и особенности конструкции
    2. Рельсовое вытяжное оборудование
  8. Проектирование
  9. Монтаж
  10. Наши сертификаты
  11. Расчет вентиляции СТО

Основные задачи системы вентиляции на СТО

Задача вентиляции автосервиса — организовать эффективный воздухообмен и защитить здоровье людей, выполняющих свои профессиональные обязанности в автомастерских, СТО или пунктах техосмотра.

Главный фактор риски в авторемонтных мастерских — большой объем выхлопных газов: многие процедуры диагностики, ремонта и осмотра требуют запуска двигателя автомобиля. Токсины, содержащиеся в выхлопных газах, окись углерода (CO), углеводороды (HC), соединения свинца и серы могут вызывать тяжелые отравления, головные боли, сонливость, проблемы с дыханием, памятью и концентрацией внимания.

Вентиляция автосервиса и СТО.

Рисунок 1. Вентиляция автосервиса и СТО

Особенности вентиляции СТО

В силу специфики деятельности в автомастерских применяются односторонние вытяжные системы с естественной подачей воздуха. Температура зимой не должна превышать 16°С: эти параметры считаются приемлемо комфортными, так как персонал использует спецодежду и выполняет ручную работу. Включение системы отопления рекомендовано при температуре 10-12°С. В этом случае следует обратить внимание на возможность конденсации паров воды на элементах здания или конструкции. Если такое явление имеет место, включать отопление следует при более высокой температуре в 14°C. Летом рекомендуется интенсивно проветривать помещения, без активного охлаждения. В периоды высоких температур рекомендуется пассивное охлаждение (ночное проветривание).

Открытие входных ворот в помещение автомастерской вызывает неконтролируемую инфильтрацию (приток и отток воздуха из помещения). Данный фактор провоцирует большие потери энергии в здании. Чтобы свести теплопотери к минимуму, рекомендовано использовать воздушные завесы. Для получения эффективного барьера необходимо правильно выбрать устройство и его параметры. Штора подбирается по высоте и ширине входных ворот. Устанавливается вплотную к стене, чтобы обеспечить достаточную защиту от проникновения холодного воздуха в помещение мастерской.

Отраслевые стандарты и нормативные документы

Ключевые положения при проектировании вентиляции для СТО регулируются госстандартом, строительными правилами и санитарными нормами. Требования закреплены в следующих документах: СП 364.1311500.2018, ГОСТ Р 56638-2015, СНиП II-93-74. Указанные в них правила требуют различных решений в зависимости от расположения гаража и его габаритов. Также нормативные документы регулируют вопросы комфорта сотрудников и противопожарной защиты.

Положения регламента

В закрытых, неотапливаемых, отдельно стоящих надземных гаражах должна применяться естественная вентиляция с общей полезной площадью воздуховодных отверстий не менее 0,04 м2 на каждое парковочное место. В отапливаемых надземных или частично заглубленных гаражах, имеющих не более 10 машиномест, допустимо применять естественную вентиляцию, обеспечивающую 1,5-кратный воздухообмен в час.

В закрытых гаражах с количеством машиномест более 10 и в смотровых каналах, используемых для профессионального обслуживания и ремонта автомобилей, нормы вентиляции автосервиса предусматривают механическую вентиляцию, контролируемую датчиками уровня концентрации оксида углерода.

Какие зонах СТО должны вентилироваться?

На станциях техобслуживания, помимо автомастерской, есть и другие помещения (офис, склады запчастей, комната отдыха персонала, подсобные помещения) с отдельными требованиями к вентиляции. Цеховая часть имеет собственную вентсистему. В остальных помещениях рекомендовано устанавливать отдельную приточно-вытяжную установку. В ремонтном и малярном цехах преобладают посторонние запахи — вентиляция этих помещений автосервиса не должна сообщаться с другими комнатами.

Виды систем вентиляции для автосервиса

Система вентиляции автосервиса классифицируется по принципу работу на естественную и механическую. Самотечная работает из-за разницы между внешним и внутренним давлением воздуха. Ее преимущества: простая и дешевая сборка, отсутствие эксплуатационных расходов и механизмов, которые могут выйти из строя.

Недостатки: интенсивность воздухообмена зависит от погодных условий, ограниченная регулировка производительности, большие теплопотери зимой.

Механическая вентиляция более надежна, поскольку управляется с помощью электропривода: вентилятор принудительно удаляет воздух.

Плюсы: эффективность не зависит от погоды и перепада температур, есть возможности регулировки.

Минусы: потребляет электричество, требует больших затрат, механические элементы могут сломаться. С точки зрения организации воздухообмена различают приточную, вытяжную и приточно-вытяжную вентиляцию автомастерской. Подробнее о каждой — в следующих разделах.

Виды систем вентиляции для автосервиса - приточная, вытяжная и приточно-вытяжная системы.

Рисунок 2. Виды систем вентиляции для автосервиса

Приточная

Система притока работает на подачу воздуха в помещение. Может быть централизованной и портативной, канальной и бесканальной. Пример автономной системы: фрамуги, оконные и стеновые клапаны. Вариант канальной вентиляции: установка с системой воздуховодов и приточными вентиляторами-воздухозаборниками. В небольших мастерских и СТО естественная вентиляция используется в качестве приточной. Во избежание теплопотерь применяют воздушные завесы.

Вытяжная

Вытяжная вентиляция для автосервиса удаляет отработанный воздух из помещения и является ключевым механизмом. В настоящее время на рынке оборудования для мастерских доступны барабанные подъемники, подпольные воздуховодные установки, рельсовые решения. Важно правильно подобрать конструктивное решение для нужд конкретного объекта и специфики его работы.

Приточно-вытяжная

В этом оборудовании приток свежего и отток загрязненного воздуха контролируются электровентиляторами и системой датчиков. Автоматическое управление регулирует параметры микроклимата и запускает аварийный режим при превышении допустимой концентрации угарного газа и других вредоносных соединений.

Вентиляция в покрасочных боксах

Корректный воздухообмен в малярных боксах обеспечивает качество окрасочных процессов, безопасность и удобство работы персонала. Главная задача, которую решает вентиляционное оборудование, — равномерность скорости воздушного потока, отсутствие застоев воздуха и оперативное удаление вредных паров и газов.

Малярная камера

В покрасочном цеху необходимо обеспечить следующие условия:

  • температура в пределах 22–24°С;
  • влажность: 50–60%.

Наиболее подходящим способом разделения воздуха в малярном цехе является следующий: свежий воздух подается сверху и направляется вниз, к вытяжным отверстиям. Рекомендованная скорость воздухообмена: 50-80 л/ч. После процесса окраски ЛКП высушивается: температура воздуха при этом достигает значения 80–100°С.  Более подробно о вентиляции в покрасочной камере мы писали ранее. Также будет интересно:

Агрегаты для системы в автомастерской

При выборе оборудования ключевую роль играют два параметра: герметичность и расход системы. Экстракторы и вытяжные вентиляторы создают отрицательное давление в патрубке, расположенном на выхлопной трубе. При их монтаже и последующей эксплуатации необходимо обеспечить герметичность системы на всем протяжении воздуховода. Технические решения при оборудовании вытяжной вентиляции подбираются в зависимости от размера мастерской и внутренней организации. Конструкция разрабатывается, исходя из количества необходимых точек отвода выхлопных газов. Элементы крепления должны быть адаптированы к типу обслуживаемого транспортного средства.

Вентиляционное оборудование на СТО

Для эффективной вентиляции небольшого автосервиса достаточно установить вытяжной вентилятор рассчитанной мощности, оборудовать его системой автоматического управления и комплектом датчиков. При обнаружении опасного количества канцерогенов оборудование запустится в аварийном режиме независимо от текущих настроек. Для мастерских и СТО эта опция крайне важна: технологический процесс может вызывать избыточную концентрацию смертельно опасного угарного газа. Организация притока происходит естественным способом через воздухозаборники (фрамуги, клапаны притока, окна и двери). Помещения с большей площадью оборудуются механической приточной вентиляцией.

Барабанные вытяжки: применение и особенности конструкции

Оборудование имеет форму катушки с намотанным гофрированным шлангов. Может управляться вручную или с помощью механического привода. Длина рукава позволяет обслуживать автотехнику различных габаритов. Устройство мобильно: его можно перемещать по мастерской.

Барабанная вытяжка.

Рисунок 3. Барабанная вытяжка

Рельсовое вытяжное оборудование

Рельсовая система удаления выхлопных газов — оптимальное решение для вентиляции закрытых помещений. Мобильная конструкция позволяет транспортировать устройство по территории СТО. Востребована при линейном расположении подъемников или смотровых ям. Рейловая вытяжка дешевле барабанной.

Рельсовое вытяжное оборудование для автосервиса.

Рисунок 3. Рельсовое вытяжное оборудование

Проектирование

При разработке проекта вентиляции автосервиса составляются схемы размещения оборудования таким образом, чтобы отработанный воздух не попадал в область дыхания оператора.

Проект вентиляции автосервиса решает задачу оперативного удаления выхлопных газов и снижение предельно допустимой концентрации выбросов в СТО. Наиболее эффективно следующее оборудование: вытяжка с помощью местных отсосов и разбавляющая приточная вентиляция. В крупных автосервисах дополнительно в цехах устанавливаются потолочные вытяжные вентиляторы для удаления скопившегося под потолком отработанного воздуха.

Проектирование вентиляции автосервиса.

Рисунок 5. Проект вентиляции автосервиса

Монтаж

Монтажные работы должны выполнять квалифицированные мастера и узкоспециализированные инженерные компании. Важное условие качества работ по установке вентиляция для автосервиса — точное соблюдение и корректная интерпретация проектных требований в части размещения агрегатов, прокладки магистралей, подбору оборудования.

Наши сертификаты

Специалисты инженерной компании Qwent в Москве имеют ряд сертификатов и лицензий, позволяющих проводить профессиональный монтаж вентиляции станции технического обслуживания автомобилей, а также работы по подключению и пуско-наладке. Наши сертификаты:

Лицензия - допуск монтаж (страница 1).Рисунок 6. Лицензия — допуск монтаж (страница 1)Лицензия - допуск монтаж (страница 2).Рисунок 7. Лицензия — допуск монтаж (страница 2)

На отдельной странице нашего сайта представлены все лицензии и сертификаты.

Расчет вентиляции СТО

Ниже приведены практические рекомендации по выбору размеров вытяжной системы, закрепленные в отраслевых стандартах. Минимально необходимый расход отработанного воздуха рассчитывается по формуле: V = Vh*n*0,0363*1,25 [м3/ч], где:

  • V — объемный расход удаляемых выхлопных газов [м3/ч];
  • Vh — рабочий объем двигателя испытуемого автомобиля [л];
  • n — испытательная частота вращения двигателя транспортного средства [об/мин];
  • 1,25 — коэффициент, повышающий эффективность удаления отработанного воздуха по отношению к максимальному количеству выхлопных газов, выбрасываемых транспортным средством.

Внутренние диаметры гибких шлангов в вытяжках стандартизированы и составляют:

  • 100 мм при обслуживании автомобилей массой до 3,5 т, с всасывающей способностью не менее 400 м3/ч;
  • 150 мм для автомобилей массой более 3,5 т и производительностью 1300 м3/ч.

Минимальное термическое сопротивление воздуховода, крепящегося к выхлопной трубе, должно составлять 150°С.

127495, Российская Федерация, Москва, Москва, Дмитровское шоссе, 163А, корпус 2
Телефон: +7 (495) 055-72-55
- дата изменения статьи
Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь на обработку персональных данных

Комментарии

    У вас есть вопросы?

    Вопросы, ответов на которые нет на этой странице, вы можете задать нам напрямую.

    Мы постараемся ответить письмом, но если появятся дополнительные вопросы — мы перезвоним.

    Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь на обработку персональных данных